Самым древним прототипом шкафа была выдолбленная деревянная колода. В нее древние люди складывали еду и домашнюю утварь.
Археологи обнаружили изображение шкафа на одном древнеримском могильном памятнике. Дверцы его открыты, на полках видны свитки папируса. Когда в Европе появились книги, написанные на пергаменте – очень дорогом материале, - их не доверяли шкафам и прятали в сундуки, а в шкафах держали расходные книги и семейные хроники.
Римские шкафы были очень похожи на наши: с горизонтальной крышей, несколькими полками, двустворчатые, на крепких прямых или фигурных ножках. А вот в Средние века у европейцев шкафы напоминали домики. У них были двускатные крыши, карнизы и колонны с обеих сторон. Дома для вещей XVII века были скромнее. Один такой шкаф экспонируется в Музее декоративного искусства в Париже. В сущности, это сундук, поставленный "на попа", с несколькими полочками внутри. Он неуклюж и примитивен, но в него можно аккуратно сложить вещи, а это главное...
После того, как появился шкаф для одежды, настало время подумать о "жилище" для посуды. Самым комфортабельным из них был дрессуар, похожий на буфет с большими стеклянными дверцами. Дрессуары мебельщики изготовляли для богатых и знатных людей. В Англии даже существовал специальный королевский указ, согласно которому дрессуар с двумя полками разрешалось иметь барону, с тремя – графу, с четырьмя – герцогу. Анна Болейн, выйдя замуж за короля Генриха VIII, получила в подарок дрессуар с двенадцатью полками!
Книжные шкафы появились после того, как книги стали печатать и продавать. Мода на разновидности таких шкафов менялась со временем. Очень популярны были "кабинеты" - изящные шкафы и шкафчики с многочисленными ящиками для бумаг, письменных принадлежностей и драгоценностей. Кабинеты украшали слоновой костью, черепаховыми пластинками, ценными породами дерева. Кроме больших, мастера изготавливали миниатюрные кабинеты, похожие на шкатулки, размером чуть больше ладони.
В XVII столетии в моду вошли секретеры. Несколько лет потратили мебельщики, чтобы выполнить заказ французского короля Людовика XV. Этот шкафчик обошелся ему в миллион франков. Завитки и листья из серебра, экзотической древесины, узоры из чеканной золоченой бронзы сделали секретер необыкновенно красивым, а хитроумная система запоров – очень надежным.
Платяной шкаф того времени тоже менялся: он стал больше похож на современный. За одной дверкой располагались полки для вещей, а за другой, на круглой перекладине, на плечиках висели платья и костюмы. Такой шкаф стал называться "гардеробом", от французских слов "garder" ("хранить") и "robe" ("одежда").
В XIX и начале XX века шкаф часто менял свою внешность в зависимости от моды. Он то блистал пышностью отделки, то становился строгим и сдержанным. В прошлом столетии шкаф стал вещью обычной, его мог позволить себе купить самый обычный человек. На мебельных фабриках производилось множество вещевых, посудных и книжных шкафов.
Однажды возникла идея соединить все шкафы в один, так появилась мебельная стенка. Первую в мире стенку создал француз Поль Кадовис, это произошло в 1945 году. А идея шкафа-купе родилась в Америке. Хотя можно считать, что изобретателем такого шкафа был… Наполеон Бонапарт. Именно он распорядился прятать офицерское обмундирование за ширмой – получилось что-то вроде шкафа, который открывался на «на себя», а в сторону.
В Советском Союзе шла борьба за экономию, здесь развернулось производство простой, экономичной, рациональной мебели. Шкафы даже проектировались с учетом размеров типового жилья советского человека. И стенка, и шкаф-купе пришлись ко двору: они помогали экономить место.
среда, 7 мая 2008 г.
Шкаф: дом для вещей
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий